Для доставки скоропортящихся грузов или продукции, которую необходимо везти в особых температурных условиях, можно использовать рефрижераторные вагоны. Однако их грузоподъемность значительно ниже, чем у обычных крытых – 46 против 68 тонн. Выход в такой ситуации достаточно прост: нужно просто утеплить обычные вагоны и получить возможность перевозить на 33% груза больше в каждом вагоне.

Примером такого простого и эффективного решения может служить известнейшая российская пивоваренная компания «Балтика». Она первой среди производителей пищевой продукции решила создать собственный вагонный парк из переоборудованных по технологии ВНИИАС вагонов. Практика показала, что выбор сделан верно.
Первые 700 вагонов «Балтика» закупила у «Алтайвагона» в конце 2001 года и, чтобы сохранить качество продукции во всех климатических зонах России и странах СНГ, оборудовала их по особой технологии, разработанной совместно с ГУП ВНИИАС Министерства путей сообщения РФ. Новые вагоны были оснащены специальной термоизоляцией, позволяющей поддерживать температуру внутри на уровне 10–20 °С и создавать эффект термоса. В мае 2007 года было закуплено еще 100 крытых вагонов у «Армавирского завода тяжелого машиностроения». Для усиления эффекта термоса собственные крытые вагоны не имеют загрузочных люков. Они утеплены плитами пенополистирола (пенопласта) общей толщиной не менее 200 мм. Пиво для перевозки формируется в блоки на картонных поддонах с применением плотной термоусадочной пленки, а также в картонных и полимерных ящиках. Грузят пастеризованное пиво в утепленные вагоны плотными штабелями на высоту не более 200 см. Чтобы избежать потерь тепла, погрузка производится на закрытой погрузочной платформе.


Для термоизоляции вагонов потребуются следующие строительные материалы: листы пенопласта толщиной 50 мм, деревянные бруски хвойных пород, монтажная полиуретановая пена («Макрофлекс»), полиэтиленовая пленка, листы древесноволокнистой плиты (оргалит) толщиной 3 мм.
Утепление крытых вагонов проводится в несколько этапов. Сначала вагон тщательно просушивают и обогревают, чтобы температура воздуха внутри достигла отметки 10–15 °С. Далее кузов вагона герметизируют: места соединений металлической обшивки обрабатывают монтажной полиуретановой пеной. После этого необходимо выполнить обрешетку боковых и торцевых стен вагона деревянными брусками.
Стены вагона утепляются по всей высоте двойной полиэтиленовой пленкой, а также четырьмя слоями пенопласта. Пенопласт кладётся так, чтобы лист вплотную упирался во второй слой потолка. Таким образом, между листами торца и стенами не образуются щели.
До монтажа верхних брусков потолок вагона необходимо утеплить первым слоем теплоизоляции из 13 листов пенопласта. Всю площадь первого слоя изоляции закрывают полиэтиленовой пленкой. Затем подобным способом накладывают еще три слоя пенополистирола, обязательно перекрывая стыки.
На пол вагона также укладывают листы пенопласта в четыре слоя. Сверху полученную теплоизоляцию закрывают слоем оргалита.
Когда товар погружен, во внутреннее пространство вагона через специальные отверстия в термоизоляции дверного проема подают теплый воздух до тех пор, пока температура готовой продукции в центре штабеля не достигнет отметки +20 °С. После этого отверстия заделывают и заливают монтажной полиуретановой пеной.
Перевозить пиво в утепленных вагонах можно на предельные сроки перевозки: 15 суток при температуре наружного воздуха не ниже –20 °С; 13 суток при температуре наружного воздуха не ниже –25 °С; 11 суток при температуре наружного воздуха не ниже –30 °С.
Выгружать вагоны следует также на закрытых выгрузочных платформах в отапливаемые транспортные средства.
Однако такой способ транспортировки грузов выгоден не каждому производителю. Он поможет сэкономить и сохранить качество товара только при больших объемах грузов и постоянных поставках, а также, если компания использует собственный парк.

По материалам журнала “Логистика и управление”