В настоящее время востребованность услуг экспресс-доставки растет высокими темпами, и, как считают эксперты, бурный рост рынка продлится еще три-четыре года. Вместе с тем, в России существует множество сложностей, которые тормозят развитие бизнеса экспресс-доставки в России и создают операторам проблемы в работе.

Экспресс-доставка – это сравнительно новая услуга для российской экономики. До начала 90-х годов в России работали только две специализированные организации, специализирующиеся на срочной доставке – «Спецсвязь» и фельдъегерская связь.
В начале 90-х на российский рынок начали выходить иностранные компании - DHL, TNT Express, UPS и FedEx – так называемая «большая четверка».

На сегодняшний день не существует точных количественных оценок оборота компаний, которые специализируются на экспресс-доставке. По данным «Почты России» объем рынка составляет около 200-250 миллионов долларов, из которых 150 миллионов долларов составляет международная доставка, которую на 70% контролирует «большая четверка». В то же время компания “EMC Гарантпост” оценивает общий объем рынка экспресс-доставки России только в 150-200 миллионов долларов.

Участников рынка экспресс-доставки России можно условно разделить на три группы – западные компании, российские операторы с собственными региональными сетями, и небольшие региональные компании, которые, в большинстве своем, не выходят за пределы своего и соседних регионов.

Правда, такое деление весьма условно, поскольку на самом деле неизвестно, как распределяются силы между этими группами.

Эксперты объясняют отсутствие данных тем, что рынок экспресс-доставки пока находится в стадии роста, и участникам пока не выгодны независимые объективные оценки. Сейчас каждый может назвать себя первым и самым крупным.

Дефицит мощностей

Операторы экспресс-перевозки используют, главным образом, три вида транспорта – железнодорожный, авиационный и автомобильный. Наиболее удобным и с точки зрения клиента и с точки зрения оператора является автомобильный транспорт – он наиболее оптимален по соотношению цена-скорость, и при доставке возникает наименьшее количество проблем.

Наиболее проблемный транспорт - железнодорожный. Перевозчики говорят, что с железными дорогами работают только компании, близкие к РЖД.

Наиболее дорогой, безопасный и быстрый – авиационный транспорт. Подавляющая часть грузов доставляется пассажирскими самолетами почти всех крупных авиакомпаний. Чартерные грузовые рейсы используются только при отправках тяжёлых или многоместных грузов.

Однако и при работе с авиакомпаниями существуют проблемы, главные из которых – малое количество рейсов по целому ряду направлений и недостаток провозных мощностей.

Большинство операторов говорят о том, что на текущий момент в стране не набирается достаточного объема собственных грузов, чтобы содержание своего самолета было выгодным. Если компания решит приобрести собственный самолет, то грузы придется консолидировать с конкурирующими компаниями, либо сдавать самолет в аренду, что только добавляет хлопот.

Кроме того, нежелание экспресс-перевозчиков иметь в России собственный парк самолетов объясняется бюрократическими препонами – очень сложно получить разрешение на право полетов по определенным направлениям. А на особенно популярных направлениях между авиакомпаниями идет настоящая война.

Тем не менее, почти все операторы уверены, что проблема провозных мощностей будет так или иначе решаться, поскольку данные трудности значительно тормозят развитие рынка.

Также, грузовое сообщение с регионами осложняется еще и тем, что экономика регионов не дает полной загрузки – если в направлениях “юг-север” и “запад-восток” существует грузопоток, для которого необходимы грузовые самолеты, то в обратном направлении обеспечить загрузку самолетов будет нечем.

Взаимодействие с аэропортами

В части взаимодействия с аэропортами преимущество имеют те компании, у которых в аэропортах есть собственные терминалы и персонал. Другим приходится решать массу проблем.

Главная проблема перевозчика - задержка при отправлении грузов. Из-за повышенных мер безопасности возникает много проблем – отправляемый груз проверятся многократно.
Кроме того, многие аэропорты России не имеют сертификата на прием так называемых опасных грузов – а это около 5% от общего количества отправлений.

В московском авиаузле основная проблема в том, что аэропорты перегружены. Решать проблему в случае перегруженносте можно только с помощью личных отношений – никакие взятки от незнакомого человека не возьмут.

Еще одна серьезная проблема – доплата за срочную доставку. Большинство аэропортов предоставляют услугу, которая позволяет пропустить груз «вне очереди» за дополнительные деньги. Однако клиентам все равно приходится стоять в общей очереди для оформления груза, поскольку сотрудник, занимающийся оформлением, про доплату ничего не знает.

По материалам Transportrussia.ru